http://www.artonline.ru/glossary
http://www.grafik.org.ru/slovar.html
СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Абрис – линейные сочетания изображаемой фигуры, ее контуры.
Абстрагирование – один из основных способов мышления. В изобразительном искусстве – процесс стилизации природных форм.
Акварельные краски – водно-клеевые из тонко растертых пигментов. Акварелью можно писать по сухой и по сырой бумаге. Иногда акварелью пользуются в сочетании с гуашью, темперой, углем. Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем, используя белый цвет бумаги, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. она требует быстрой точной работы, почти не терпит исправлений, ее привлекательность заключается в яркости цвета, светоносности, прозрачности, свежести впечатления. Акварельная живопись как самостоятельная техника зародилась позднее, чем техника пастели. Расцвет акварели наступил со второй половины XVIII века. Акварельными красками работали А. Иванов, К. Брюллов, М. Врубель, В. Серов и многие другие художники. Акварель занимает промежуточное положение между графикой и живописью.
Акцент – прием подчеркивания цветом, светом, линией и т.п. какой-нибудь детали, предмета, на которые нужно обратить внимание.
Алла-прима – художественный прием в живописи, когда картина пишется без предварительных прописок, за один сеанс.
Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных. Анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение.
Античное искусство - искусство античной эпохи; искусство Древней Греции, а также стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определенным влиянием древнегреческой традиции: искусство эллинистических государств, Рима и этрусков.
Архитекту́ра (лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения собирательно.
Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполняться жизненным функциям общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей. Предметом работы с пространством является и организация населенного места в целом. Это выделилось в отдельное направление — градостроительство, которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства. Почти все известные градостроители имели архитектурное образование.
Ахроматические цвета – белый, серый, черный, различаются только по светлоте и лишены цветового тона.
Багет (от фр. baguette, букв. палочка) - деревянная или пластиковая планка для изготовления рамок для картин и украшения стен.
Барокко - художественный стиль, преобладающий с конца XVI до средины XVIII вв. в искусстве Европы. Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии.
Блик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения блик меняет свое местоположение на форме предмета.
Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной человеческой жизни.
Валер - в искусстве живописи тональный нюанс, тонкое различие одного и того же цвета по светлоте. Валеры достигаются техникой лессировки. Они позволяют добиваться богатых цветовых отношений, тончайших нюансов и неуловимых переходов цвета.
Вернисаж (от франц. vernissage, буквально - покрытие лаком) - торжественное открытие выставки, в котором участвуют специально приглашенные лица: художники, критики, люди, связанные с искусством и т.д.
Воздушная перспектива – изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя вследствие увеличения световоздушного пространства между наблюдателем и предметом.
Гамма цветовая – цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения.
Гармония – связь, стройность, соразмерность. В изобразительном искусстве – сочетание форм, взаимосвязей частей или цветов. В рисунке – соответствие деталей целому, в живописи – цветовое единство.
Го́тика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века. К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика». В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма — литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения, возникшего в это время музыкального жанра («готический рок»), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры («готическая субкультура»).
Гравюра – один из видов графики, позволяющий получать печатные оттиски художественных произведений, выполненных в твердом материале (дерево, металл, линолеум и т.д.). Существуют разновидности гравюры: эстамп, гравюра станковая и книжная, выпуклая и углубленная. Выпуклая гравюра: гравюра на дереве (ксилография), гравюра ни линолеуме (линогравюра). Углубленная гравюра – резцовая гравюра, выполняемая стальными резцами, чаще всего на меди, офорт – оттиск художественного произведения, выполненного на доске, покрытой специальным лаком.
Графика – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок и различные виды гравюр.
Граттаж (от франц. grattage, от gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.
Гризайль – техника исполнения и произведение, выполненное кистью одной краской (преимущественно черной или коричневой); изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты) – однотонная монохромная живопись.
Гуашь – водная краска, обладающая большими красящими возможностями. Краски после высыхания быстро светлеют и необходимо умение предвидеть степень изменения их тона и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, работы имеют матовую бархатистую поверхность.
Детализация – тщательная проработка деталей изображения. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник и его творческой манеры, степень детализации может быть различной.
Деталь – элемент, подробность, уточняющая характеристику, менее значительная часть произведения, фрагмент.
Деформация – изменение видовой формы в изображении, используется как художественный прием, усиливающий выразительность образа.
Диптих (от греч. diptychos - двойной, сложенный вдвое) - две картины, связанные единым замыслом.
Динамичность (в изобразительном искусстве) – движение, отсутствие покоя. Здесь это не всегда изображение движения – физического действия, являющегося перемещением в пространстве, но и внутренняя динамика образа как у живых существ, так и у неодушевленных предметов. Динамичность достигается композиционным решением, трактовкой форм и манерой исполнения.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При механическом смешивании этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета называются также контрастными.
Жанр – понятие, объединяющее произведения по признакам сходства тематики. В изобразительном искусстве различают жанры: натюрморта, интерьера, пейзажа, портрета, сюжетной картины. Жанр бывает бытовой, исторический, батальный.
Живопись – один из главных видов изобразительного искусства, передающий многообразное многоцветие окружающего мира. По технике исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. По жанрам различают живопись станковую, монументальную, декоративную, театрально-декоративную, миниатюрную.
Живопись декоративная – предназначена для украшения архитектуры или изделия. Выступая в единстве с их объемно-пространственной композицией, становится их элементом, акцентирует выразительность композиции или зрительно преобразует ее, внося новые масштабные отношения, ритм, колорит. Живопись декоративная – это живопись плоскостная, которая не должна нарушать плоскости поверхности иллюзорной трактовкой пространства, в ней используется условная трактовка цвета и чаще всего открытый локальный цвет.
Живопись монументальная – особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений: фреска, мозаика, панно.
Живопись по-сырому – технический прием масляной и акварельной живописи. В акварели перед началом работы по- сырому бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет, начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения.
Живопись станковая – произведение живописи, имеющее самостоятельный характер.
Законченность – стадия в работе над произведением, когда достигнута полнота воплощения творческого замысла, или в более узком смысле, когда выполнена определенная изобразительная задача.
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска, исполнение зарисовки может быть очень детализированным.
Интерьер – внутренний вид, внутреннее пространство здания, любого помещения, а также изображение его в искусстве. Под интерьером понимается внутреннее пространство со всеми его элементами: отделкой, драпировками, росписями, фресками, утварью и т.д.
Импрессионизм - художественный стиль в искусстве последней трети XIX - начала XX вв., оказавший огромное влияние на все последующее искусство. Для их произведений характерны изображения случайных ситуаций, смелость композиционных решений, кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур рамой.
Исторический жанр – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению значимых исторических событий, явлений и военных действий, в основном относится к историческому прошлому.
Картина – живописное произведение, самостоятельное по назначению. Картины различаются по жанрам. В отличие от этюда картина может отразить действительность с наибольшей глубиной, в законченной и продуманной в целом и в деталях форме.
Колорит – особенность цветового и тонального строя произведения. В колорите находят отражение цветовые свойства реального мира, но при этом отбирают только те из них, которые отвечают определенному художественному образу. Колорит в произведении обычно представляет собой сочетание цветов, обладающее известным единством. В более узком смысле под колоритом понимают гармонию и красоту цветовых сочетаний, а также богатство цветовых оттенков. В зависимости от преобладающей цветовой гаммы он может быть холодным, теплым, светлым, зеленоватым и т.д. Колорит воздействует на чувства зрителя, создает настроение в картине и служит важным средством образной и психологической характеристики.
Коллаж (от французское collage, буквально - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.
Композиция – структура произведения, согласованность его частей, отвечающая содержанию, поиски путей и средств создания художественного образа, наилучшего воплощения замысла художника. Работа над композицией идет от первоначального замысла, общей его «завязки» в пластически-зримых формах до завершения произведения. При этом на основе избранной темы художник ведет разработку сюжета. К композиционному построению относится размещение изображения в пространстве или на картинной плоскости в соответствующих замыслу размере, формате и материалах. Сюда входят: выяснение центра узла композиции и подчинение ему более второстепенных частей произведения, соединение отдельных его частей в гармоническом единстве, группировка и соподчинение их с целью достичь выразительности и пластической целостности изображения.
При этом выделяются контрасты и ритмическое расположение основных масс и силуэтов в картине. В композиционном решении произведения большое значение имеет выбор точки зрения на изображаемое. При работе с натуры к композиции относятся и поиски мотива для изображения, подбор и расстановка предметов и постановка живой модели. Работа над композицией включает также перспективные построения изображения, согласование масштабов и пропорций, тональное и цветовое решение произведения.
Конструкция – в изобразительном искусстве сущность, характерная особенность строения любой формы в натуре и в изображении, предполагающая взаимосвязь частей в целом и их соотношении.
Контражур – явление восприятия предмета или объекта, стоящего против света и воспринимающегося в виде плоского силуэтного пятна.
Контраст – распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контраст. Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный контраст – сопоставление светлого и темного. В композиционном построении контраст служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигаются большая выразительность и острота характеристики образов.
Контрастность цвета – тенденция воспринимать предметный цвет (его локальную окраску) независимо от изменяющихся условий освещения, его силы, спектрального состава (дневное, вечернее, искусственное).
Контур – изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии.
Коропластика - изготовление женских фигурок из обожженной глины, воска, гипса и пр.
Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.
Лессировка – художественный прием в живописи, в котором используется прозрачность красок. Лессировки применяются в живописи для придания цвету новых оттенков, иногда для создания нового (прозрачного) цвета, а также для усиления или приглушения интенсивности цвета. Лессировка широко распространена в акварельной живописи.
Локальный цвет – цвет, характерный для окраски данного предмета, постоянно изменяется под воздействием освещения, воздушной среды, окружающих предметов и т.д., в живописи – взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального выделения цветовых оттенков.
Мазок – след кисти с краской, оставляемый на основе (холсте, картоне, бумаге и т.д.). Техника живописи мазками очень разнообразна и зависит от индивидуальной манеры художника и задач, которые он перед собой ставит, от особенностей и свойств материала, в котором он работает.
Мастихин (с итал. mestichino - шпатель) - инструмент из гибкой стали в виде ножа или лопатки. Мастихин применяется художниками для очистки палитры или для частичного удаления незасохшей краски с картины. Также мастихин используется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком на картину.
Материальность – передача материальных качеств предмета его тональными и цветовыми отношениями, характером светотени, бликами и рефлексами.
Миниатюра - произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приемов.
Меценат - человек, который любит искусство, умеет его ценит и прекрасно в нем разбирается, его можно назвать знатоком. Это человек, который покровительствует искусству и наукам, кто вкладывает в их развитие свои собственные деньги. И хоть термин этот известен многим, но далеко не все знают, кем на самом деле был знаменитый МЕЦЕНАТ...
Итак, Меценат - фамилия реального человека. А имя - Гай Цильний. Точный год его рождения не установлен; считается, что Гай Цильний Меценат родился приблизительно в 70 году до н.э. По рождению Меценат принадлежал к высшему и наиболее состоятельному слою римских граждан - так называемым "всадникам". Но даже среди всадников он заметно выделялся знатностью и богатством. Его предки - это царский род Цильниев, правивших некогда в городе Арреции.
Юность Мецената пришлась на тот момент истории Рима, когда наполнен заговорами, гражданскими войнами и репрессиями. Пала Римская республика, началась новая эпоха - Римская империя. Но среди тех, кто боролся за власть, Мецената не было! Делом всей его жизни была не политика, а искусство. Надо сказать, что Меценат был ближайшим другом воцарившегося на троне императора Октавиана. Всякий раз, когда Октавиан покидал столицу и выезжал по делам в провинцию, он оставлял в качестве вице-правителя именно Мецената. И ни разу Октавиан об этом не пожалел, потому что его друг был талантливым дипломатом, умным и обаятельным человеком, прекрасным собеседником и щедрым... "меценатом". Своим друзьям (а это был целый круг поэтов, философов, скульпторов) он помогал по-царски. Например, поэту Вергилию помог вернуть имение, конфискованное у того в ходе гражданской войны; поэту Горацию 9 сыну выкупившего на волю раба) подарил собственное поместье в Сабине. Историки приписывают Меценату знаменитую фразу, которая однажды удержала Октавиана от подписывания смертного приговора нескольким заговорщикам: "Да полно тебе, мясник!" О силе обаяния Мецената, о его простоте, сердечности и искренней доброте писал и Вергилий в своих "Георгиках", и Гораций в "Одах" и "Посланиях", и Проперций в "Элегиях"... Быть упомянутым в этих легендарных произведениях - великая честь! А быть их вдохновителем - великая миссия... (Журнал "Эскиз" № 11, 2010)
Моделировка – передача рельефа формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется тоном (светотенью), при этом учитывается и перспективное изменение форм. В живописи форма моделируется цветом, так как здесь тональная и цветовая стороны неразрывно связаны между собой. Степень моделировки обусловлена содержанием произведения и замыслом художника.
Модель – объект, предмет изображения, большей частью живая натура, главным образом человек.
Мозаика – это самостоятельный признанный вид искусства. Но неуловимым образом она сочетает все лучшие черты иных направлений: живописи и скульптуры, архитектуры и фрески. Порой возникает чувство, что в искусном рисунке играет некая изящная, едва уловимая мелодия. Это не удивительно, учитывая, что в переводе мозаика (musivum) звучит как "служение музам".
Мольберт (от нем. не употребляемого более malbrett - полка для живописи) - деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска.
Монохромный – одноцветный.
Мотив – объект натуры, выбранный художником для изображения, чаще всего пейзаж. Мотив – завязка, определяющий момент цветового и живописно-пластического решения картины или этюда, в декоративно-прикладном искусстве – основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться.
Набросок – быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщенностью, так как его цель – дать лишь общее представление о натуре. Набросок часто имеет самостоятельное значение, но могут быть и подготовительные наброски для картины.
Натура (в изобразительном искусстве) – объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т.д.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. В выборе натуры и ее интерпретации проявляются мироощущение художника, его творческая задача. Непосредственно с натуры выполняются этюды, наброски, зарисовки, часто – портрет, пейзаж, натюрморт.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающего человека мира вещей, композиционно организованных в одну группу. Кроме неодушевленных предметов в натюрморте могут изображаться объекты природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещи (рыба на столе, цветы в вазе и т.д.).
Нюанс – очень тонкий оттенок или очень легкий переход от света к тени и т.п.
Продолжение...